Международные и национальные стандарты в области электронного обучения

Рейтинг:   / 1

Международная организация по стандартизации (ISO) и Международная электротехническая комиссия (IEC) совместно разрабатывают международные стандарты в области информационных технологий в рамках Первого объединенного Технического комитета (JTC1 ISO/IEC), объединяющего в настоящее время 37 Подкомитетов (SC). Решение о создании JTC 1 36-го Подкомитета «Информационные технологии в обучении, образовании и тренинге» было принято в 1999 г. на Пленарном заседании JTC 1 в Республике Корея (Сеул), а в марте 2009 г. в г. Веллингтон (Новая Зеландия) состоялось уже 19-е Пленарное заседание 36-го Подкомитета (ПК 36). В настоящее его членами являются 36 стран, и, по мнению руководства СТК 1 и ПК 36, в ближайшее время число стран-членов Подкомитетов должно возрасти до 45-50, что обусловлено возрастающим интересом к электронному обучению и появлением первых международных стандартов в этой области.

Функции постоянно действующего национального рабочего органа ИСО/МЭК СТК1/ПК36 возложены на ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании», который был создан в 2004 г. совместным приказом Госстандарта и Министерства Образования РФ от 08.03.04 №302-1188 «О создании Технического комитета по стандартизации «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)»», председателем ТК 461 назначен д.т.н. проф. Позднеев Б.М., ведение секретариата поручено МГТУ «Станкин». Членами ТК 461 являются более 70 специалистов из образовательных и научно-исследовательских учреждений, в их числе 2 чл.-корр. РАН и РАО, более 30 профессоров и докторов наук.

В структуре ТК 461 образовано 6 Подкомитетов (ПК):

  • ПК 1 «Общесистемные и основополагающие нормативные документы по стандартизации ИКТО».
  • ПК 2 «Взаимосвязь открытых систем в образовании».
  • ПК 3 «Автоматизированные информационные системы управления отраслью и образовательными учреждениями».
  • ПК 4 «Образовательные среды и информационные ресурсы».
  • ПК 5 «Обеспечение функциональной безопасности ИКТО».
  • ПК 6 «Обеспечение качества электронного обучения».

В июле 2008 г. введены в действие первые пять национальных стандартов комплекса стандартов по ИКТО:

  1. ГОСТ Р 52652-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Общие положения»;
  2. ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения»;
  3. ГОСТ Р 52655-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Интегрированная автоматизированная система управления учреждением высшего профессионального образования. Общие требования»;
  4. ГОСТ Р 52657-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов»;
  5. ГОСТ Р 52656-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Общие требования».

С 1 января 2011 года вступили в силу стандарты:

Комплекс национальных стандартов по информационно-коммуникационным технологиям в  образовании (ИКТО), разрабатываемый ТК 461 ИКТО (здесь)

Каталог стандартов "Информационные технологии для обучения, образования и тренинга"

Подробнее: Международные и национальные стандарты в области электронного обучения

Нормативная база электронного и дистанционного обучения

Рейтинг:   / 1

Развитие нормативно-правового обеспечения e-Learning в России началось в 1993 году. В 1995 г. было принято решение о развитии единой системы дистанционного образования в РФ. Был принят ряд документов:

  • Концепция создания и развития системы ДО в России;
  • Федеральная программа развития системы ДО в России;
  • Федеральный центр системы ДО в России;
  • Совершенствование Федерального законодательства с учетом потребностей развития ДО.

В настоящее время в системе ДО действуют следующие нормативно-правовые акты:

  1. Приказ Госкомвуза РФ от 17.06.1996 г. №1062 «О создании центра информационно-аналитического обеспечения системы дистанционного образования»;
  2. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 3 июля 1998 г. №41 «О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании»;
  3. Распоряжение Минобразования России от 26.08.2003 №985-24 «О расчете предельной численности контингента обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий»;
  4. Приказ Минобрнауки России от 06.05.2005 №137 «О порядке использования дистанционных образовательных технологий» (зарегистрирован Минюстом России 02.08.2005 №6862).

Существующая нормативная база не регламентирует многие аспекты внедрения электронного и дистанционного обучения, такие как:

  • учет учебной работы преподавателя по созданию курсов дистанционного обучения;
  • соотношение норм рабочего времени учебной нагрузки и работы по созданию УМК для ДО;
  • учет работы специалистов по информационным технологиям по созданию УМК для ДО;
  • учет вопросов авторского права на создаваемые продукты и оплаты авторского права;
  • учет рабочего времени дистанционного часа работы преподавателя-тьютора и соотношение с академическим часом;
  • учет оплаты инновационного труда преподавателя, в том числе по созданию электронного контента;
  • методика учета посещаемости обучающимися дистанционных занятий и контроля качества обучения при использовании ДОТ;
  • и др.

Эти вопросы могут быть разрешены на настоящий момент в рамках локальных нормативных актов.

В разделе "Нормативные документы" мы намерены размещать все разработанные в ДВГГУ положения и распоряжения в области  электронного и дистанционного обучения, а также проекты положений для обсуждения.

Дистанционное обучение в СНГ. Тренды развития 2010-2013.

Рейтинг:   / 0

Два золотых вопроса: «Где мы сейчас?» и «Куда мы идем?» постоянно актуальны для любой профессиональной области, не является исключением и индустрия e-learning. Несколько раз в год специалисты отрасли дистанционного обучения в СНГ собираются и дают ответы на представленные золотые вопросы в рамках профессиональных конференций (читать здесь).

Подкатегории

Авторизация

Последняя новость

Новый журнал от e-Learning PRO

Центр e_learning подготовил новый выпуск электронного журнала об электронном обучении. Тема номера "Инструменты разработчика" (читать журнал)

Набор приложений для доступа в Интернет, даже когда Интернета нет

Open Garden – это мобильное приложение, позволяющее делиться Интернетом с другими пользователями, находящимися неподалеку. Приложение создает mesh-сеть, каждый участник которой может давать доступ к Интернету другим людям.